Motopila.Ru


Загадка Фестивального трактора


Танец с бензопилами

В Красноярске состоялась премьера современного балета "Царь-рыба" и российский дебют хореографа Сергея Боброва

Коммунизм против природы

Когда после громоподобной увертюры открылся занавес, и на сцене появилась одетая в блестящее платье Шаманка, политическая интрига моментально отошла на второй план. Музыка красноярца Владимира Пороцкого, с ее жестким ритмом и плотной оркестровой фактурой, хорошо гармонировала с диким языческим танцем главной героини.

Первоначально роль Шаманки (она же оборотень, Царь-рыба), воплощающей саму Природу, собирались поручить солистке Большого театра Илзе Лиепа, но за пару месяцев до премьеры передумали и отдали роль красноярской балетной приме Наталье Хакимовой.

Сюжет балета прост: у Царь-рыбы есть друзья-союзники - местные деревенские жители Аким (К. Иванов), красавица Анастасия (М. Рыжкина) и Касьянка (С. Дауранова). Есть у нее и враг - комсомольский вожак Герцев (М. Перетокин). Касьянка любит Акима, Аким - Анастасию, Анастасия - Герцева. Каждый старается завоевать расположение возлюбленного. В конце концов Аким отвоевывает Анастасию у Герцева.

В балете не бывает персонажей с достоинствами и недостатками, все либо черное, либо белое: либо злодей, либо герой. Несмотря на эту простоту и вообще условность балетного жанра, интрига выходит вполне захватывающая.

Как говорит постановщик спектакля Сергей Бобров, Герцев - "фашиствующий". Он всегда врывается на сцену внезапно, сметая своим напором все лирические любовные игры. Правда, дерется он не за любовь девушки, а за безумную идею коммунистов покорить Сибирь. Свой танец, напоминающий партию Красса из знаменитого "Спартака" Григоровича, Герцев исполняет под прямо-таки роковый ритм ударной установки, которая вынесена на сцену. Музыка в этой сцене не случайно напоминает тему фашистов из "Ленинградской симфонии" Д. Шостаковича - тупой повторяющийся ритм характеризует непроходимое безумие тех, кто вознамерился повернуть реки вспять и вырубить тайгу.

В балетную партитуру введен большой хор, располагающийся в глубине сцены и на балконах в зале. В сопровождении оркестра он исполняет народные былины, а также частушки Красноярского края, причем на удивление хулиганские, типа "Чесан Ваня кудряшки" или "Я люблю девку с придурью". Кульминация постановки - танец врагов природы с бензопилами - повергла красноярцев в ужас. Впрочем, в балете добро обязательно побеждает зло - Шаманка-природа, в конце концов, убивает Герцева.

Россия - девка с придурью

Новый российский балет в постановке молодого российского хореографа Сергея Боброва на российский сюжет нашего современника Астафьева, с музыкой ныне живущего российского композитора Пороцкого, с футуристическими декорациями российского художника Дмитрия Чербаджи - событие беспрецедентное. Благодаря этому альянсу новый спектакль получился в хорошем смысле радикальным. И главное в "Царь-рыбе" - не эпатажные находки вроде номера с бензопилами, а адаптация классического произведения деревенской прозы с ее противопоставлением патриархальных идеалов сиюминутным политическим интересам к такому предельно условному искусству, как балет. Не случайно танцующую во втором акте "Девку с придурью" постановщик сравнивает с Россией, которая из двух путей - строить или разрушать - как правило, выбирает второй.

В сцене сходки приспешников Герцева танцоры откровенно пародируют заседания российской Госдумы: они яростно жестикулируют, таскают друг друга за волосы и пр. Комментируя этот эпизод, Сергей Бобров иронизировал: "В мире ничего нового не происходит, все повторяется. Что же до думских разборок, в балете такой эпизод имеет место быть. Я и знаменитый стакан с водой Жириновского хотел ввести в спектакль. Да вовремя спохватился - если бы на сцене действительно в лицо артисту выплеснули воду, что бы у него осталось от грима?!"

Красноярский деликатес

Именинник Виктор Астафьев после премьеры пригласил дорогих московских гостей Владимира Васильева и Екатерину Максимову отобедать. Звездная чета подарила писателю медаль с надписью "Владимир Васильев" и бутылку шампанского "Екатерина Максимова". Раскупорив "Максимову" и разлив по бокалам, Васильев прочел мэтру свои стихи. Астафьев же хмурился и ворчал, дескать, в балете мало чего смыслит, а героев своего сборника "Царь-рыба" он представлял иначе.

Тем временем, на веселом банкете в честь премьеры, закусывая водочку тайменем местного посола, худрук балета рассказывал гостям, что на астафьевскую "Царь-рыбу" Красноярский театр положил глаз еще лет двенадцать назад. Но все эти годы не могли найти мастера, способного этот деликатес должным образом приготовить. Тридцатипятилетний московский хореограф, ученик Юрия Григоровича, пришелся как нельзя кстати. Ведь Сергей Бобров сочетает и классические балетные традиции, и приемы модерна. К тому же, он один из немногих современных балетмейстеров, для которых точкой отсчета при постановке являются не формальные танцевальные изыски, а сюжетная линия, драматургия спектакля.

С прежними работами Боброва руководству Красноярского театра пришлось знакомиться по видеозаписям, ведь ни одна большая постановка балетмейстера до России до сих пор не дошла. Балет "Инфанта и шут" ставился в Соединенных Штатах, "Электра" - в Греции, а спектакли последних трех лет Бобров с успехом показывает в Испании ("Антигона" и "Русский балет - ударный взгляд из XXI века"). Директор Большого театра Владимир Васильев давно обещал доверить Боброву постановку в стенах строящегося филиала, но сам хореограф об этих планах пока не знает. По его словам, после Красноярска он с удовольствием поработал бы на родине, но пока заказы идут только из-за границы. Сегодня в Испании пишется музыка для очередного бобровского блокбастера на сюжет "Дориана Грея" Оскара Уайльда.

Балет, задуманный красноярскими лидерами как политическая акция, стал, однако, значительным культурным событием прямо-таки всероссийского масштаба. Обычно, к сожалению, бывает наоборот: мероприятия, задуманные как культурные, выходят совершенно политическими.

Михаил Малыхин
"Эксперт" #15, 19 апреля 1999 года